Детский психолог 0-1 год
Рождение нового человека – настоящий стресс и кризис не только для малыша, но и его родителей. Количество забот и хлопот вырастает многократно, а ответственность достигает невиданных масштабов.
В этом возрасте у ребенка формируется сенсорное восприятие мира, привычки, первичные коммуникативные навыки. Появляются первые игры и общие интересы с родителями. Этот период отличается крепкой связью малыша и мамы.
Как правило, за детьми до 1 года внимательное наблюдают педиатры. Главная задача родителей в области психологии – заложить правильные основы воспитания и развития своего ребенка. Поэтому, после рождения и до 1 года родители обращаются к психологу для себя.
Детский психолог в этом возрасте может подсказать, например:
• как принять новый этап развития семьи и получать от него удовольствие
• как положительно отнестись к своей новой роли
• как понимать, что нужно ребенку
• как важен распорядок дня
• как правильно распределять свое время, не забывая про партнера и собственный отдых
Детский психолог 2 года
Возраст ребенка от 2 до 3 лет – один из наиболее важных в становлении личности ребенка. Это своеобразный переход от младенчества к дошкольному возрасту. Необходимо успеть сделать многое, чтобы ребенок пошел в детский сад, стал самостоятельным и умел хорошо коммуницировать.
Сознание ребенка поворачивается от сенсорного в наглядно-действенное. Ребенок начинает активно познавать мир, придумывать свои игры, повторять за взрослыми и своими сверстниками. Конечно, он все еще сильно зависим от родителей, но уже, например, может сам организовать свой досуг, одеть какую-то одежду, ходить на горшок, кушать, засыпать. В этом же возрасте начинает проявляться темперамент и первые установки, которые «выучил» ребенок. Отсюда произрастают агрессия, капризы, нежелание подчиняться и выполнять просьбы родителей.
Кроме поддержки непосредственно родителей, детский психолог поможет правильно реагировать на особенности возраста ребенка и направлять их в нужное русло.
Например, специалист может помочь:
• принимать особенности возраста
• правильно говорить «нет»
• предоставлять ребенку свободу выбора с установкой границ
• преодолевать капризность, упрямство, непослушание
• прочно стоять на своем в случае категорических запретов
Детский психолог 3 года
В возрасте 3 лет у ребенка активно формируется сознание, которое дополняется умением делать несколько дел одновременно, активной речью, контролем над своим телом, освоением новых навыков и форм коммуникации. Он уже способен долго играть самостоятельно, придумывая свои сюжеты, играть, в том числе, с другими детьми, принимать осознанные решения.
Происходит довольно мощный скачок в развитии, за которым обычно не успевают родители. Они привыкли видеть своего малыша зависимым, малоспособным, который не может без них. Однако в период трех-четырех лет ребенок сильно меняется. Он уже по-другому относится к поведению родителей, требует самостоятельности и своего мнения в отношениях, ведь его «Я» говорит уже в полную силу.
Работа детского психолога в этом возрасте должна происходить без отрыва от самого ребенка. Важно правильно определить темперамент и характер ребенка. Ведь холерик и флегматик требуют различного участия родителей и принципов воспитания.
Детский психолог при возрасте ребенка 3 года способен:
• скорректировать детско-родительские отношения и отношения родителей, чтобы они приносили пользу воспитанию
• научить слышать ребенка, улавливать его потребности, удовлетворять их
• научить развивать социализацию ребенка
• научить считаться с мнением и желаниями ребенка
• научить родителей самим становиться положительным примером для ребенка
Детский психолог 4 года
В четыре года ребенок становится достаточно взрослым и самостоятельным. Период физиологической зависимости от родителей постепенно сходит на нет, и вот ребенок готовится вступить на путь эмоциональной независимости. Родителям нужно быть готовыми к тому, что они чаще будут слышать: «Я сам», «Не мешай», а сверстникам: «Это моё!».
Освоив базовые потребности, например, в кормлении, одевании, играх, ребенок начинает искать свое место в этом мире. Он становится настоящим «почемучкой», с ним уже нужно обсуждать, как он провел день, что ему понравилось и не понравилось. В четыре года все громче говорит «Я» в ребенке, и родителям необходимо в нем видеть полноправного члена семьи со своим мнением.
Отсюда появляются и эмоциональные «качели». Если раньше ребенок не хотел идти гулять, но мама все равно выводила его, ребенок мог походу перестроиться и вот – его уже не загонишь домой. С четырехлеткой такое может не сработать – он может обидеться надолго. Перепады настроения, взрослые эмоциональные взрывы, истерики сопровождают четырехлетний возраст.
Детский психолог 4 лет поможет вам:
• воспринять ребенка как взрослого члена семьи со своим мнением, взглядами и желаниями
• не бояться применять разные тактики и методы в воспитании, если не работают старые
• гибко подходить к процессу воспитания
• слышать ребенка и договариваться с ним
• понять, что ребенку нужно уделять больше внимания, и не простого физиологического, а эмоционального
Детский психолог 5 лет
В пять лет продолжается эмоциональное развитие ребенка. У него появляются новые увлечения и игры, при этом общение со сверстниками для него становится приоритетней общения с родителями. В 5-летнем возрасте ребенок способен управлять своими эмоциями, поэтому родители могут заметить, что он начинает лгать, выдавать желаемое за действительное, фантазировать. Взросление сопровождается пониманием этого процесса. Он хочет делать, как мама или папа, но у него не получается – отсюда появляются проблемы замкнутости, угрюмости, молчаливости.
Пятилетка уже не так свободно делится с родителями своими переживания. Если его обидели во дворе или детском саду, скорей всего он просто не расскажет – ребенок не хочет показаться слабым перед отцом, или ему стыдно, что не смог постоять за себя.
В этот же период начинается подготовка к школе – трудное время для ребенка, ведь ему предстоит сделать непростой шаг в более взрослую жизнь. А если родители проявляют авторитарное воспитание и таскают его по разным группам подготовки к школе – ребенок может просто «сломаться».
Участие детского психолога в этот период для ребенка – очень важно. Жизнь малыша подходит к концу и наступает время школьника. Что может посоветовать детский психолог:
• активней считаться с мнением ребенка, обсуждать его победы и поражения, анализировать их
• правильно распределить нагрузку
• включать ребенка в жизнь семьи, дать ему несложные домашние обязанности
• проявлять гибкость при общении, например, не ругаться в ответ на капризы ребенка, применять тактику замещения
• воспринимать ребенка как взрослого члена семьи, но не забывать, что он ребенок и у него должно быть детство
Детский психолог 6-7 лет
Возраст 6-7 лет характеризуется кардинальными изменениями в личности ребенка. Осуществляется переход от младшего дошкольного развития к более взрослому и осознанному – школьному. В этом возрасте ребенок уже может отдавать отчет в своих действиях и прогнозировать результаты поведения, анализировать ситуации. Социальный подтекст действий и мыслей становится сильнее, чем личностное «Я». У ребенка формируется полный спектр эмоций, таких как забота, ответственность за происходящее, любознательность, самоуважение, чувство стыда и вины. Самооценка в этом возрасте более сформирована, и более чувствительна – победы и обиды воспринимаются острее.
Не просто так ребята идут в школу в возрасте 6-7 лет. Ребенок уже может не только увлекаться тем, что ему нравится, но и заниматься тем, что не очень хочется, но «надо». Все это отражается и на внешних проявлениях. Споры и конфликты со взрослыми и сверстниками становятся более серьезными и осознанными. Из-за этого меняется и роль родителя для ребенка: от защитника и «друга» он становится источником знаний, «партнером».
Детский психолог 6-7 лет позволит взглянуть вам на своего ребенка по-новому:
• с ребенком нужно чаще общаться, выяснять его переживания, страхи, обиды и достижения, анализировать их, находить выход из ситуаций вместе
• поощрять занятия, к которым он сильнее всего тянется
• компенсировать недостаточную физическую активность в школе активными прогулками или занятия в спортшколе, но так, чтобы они доставляли ребенку удовольствие
• нельзя критиковать личность ребенка, а только его поступки, действия и слова
• повышение ответственности ребенка, например, передачей ему некоторых домашних дел
Детский психолог 10-13 лет
Порог возраста 10-13 лет станет очередным психологическим кризисом для вашего ребенка. К нему также нужно быть готовым. Ребенок в этот переходный этап еще не вышел из детства, но и не перешел в подростковый возраст. Он как бы находится в полупозиции. Отсюда – нестабильное поведение и эмоции, раздражительность и проявление агрессии, желание добиться свободы «любой ценой», ломка старых установок воспитания.
Весьма уязвимой в этом возрасте становится и самооценка ребенка. Небольшая нерешенная обида может обернутся психологической травмой на всю жизнь. Ребенок уже многое понимает, осознает, анализирует, поэтому и различные ситуации переживаются острее. В возрасте 10-13 лет ребенок все более социализируется, выделяет авторитетов среди взрослых и сверстников и начинает тянуться на их уровень. Это провоцирует анормальное поведение, например, использование нецензурной брани в речи, ложь, странное поведение, курение.
Родителям нужно быть очень внимательными со своим чадом в этом возрасте. Причем о многом приходится догадываться самим, так как ребенок уже не такой открытый перед мамой и папой, как раньше. Нередко это приводит к гиперопеке, когда родители стараются разглядеть в ребенке то, чего на самом деле нет, пытаются выяснить подоплеку его действий, сами проявляют грубость и авторитаризм. Это делает ребенка еще более замкнутым. А некоторые родители говорят: «Вот раньше хороший мальчик был, не то, что сейчас!». Это недопустимо, т.к. родители таким образом умаляют развитие и самооценку ребенка.
Детский психолог 10-13 лет, наверно, в этом возрасте еще более нужен семье, чем в других возрастах. Он поможет родителям:
• воспринимать мнение ребенка как взрослого равноправного человека
• скорректировать общение с ребенком, сделать его более понимающим, не агрессивным, уважительным
• перестать сравнивать ребенка с другими – это сильно влияет на самооценку
• понять, что с ребенком нужно регулярно общаться – это не просто дежурные вопросы: «Как ты провел день?», а именно вдумчивая беседа
• предоставить ребенку необходимую для развития и самооценки свободу, но очерченную в определенных границах